"Послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их"
(Притчи Соломона 1:5-6)
Исследуя Библию, можно увидеть большое количество полезных обучающих рассказов, среди которых можно увидеть, как реальные исторические события, так и притчи. В тексте Евангелия от Луки 16:19-31 можно встретить довольно важный рассказ Иисуса Христа о богаче и Лазаре, который стал объектом различных дискуссий и споров среди ряда некоторых конфессий в христианстве. Поэтому, важно разобраться не только в сути самого рассказа, но и рассмотреть его исторический контекст, а также, разобраться в каком же литературном жанре он написан. Прежде чем приступить к анализу самого рассказа, важно процитировать его текст: "Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" (От Луки 16:19-31).
Основным предметом дискуссий между разными верующими людьми является тот факт, что Иисус Христос иллюстрирует загробный мир и загробную жизнь. Не все согласны с тем, что Он не отрицает загробную жизнь души человека после смерти тела, например, Адвентисты Седьмого Дня (АСД) считают, что Христос использовал неправильные представления людей того времени о загробной жизни, чтобы обратиться к ним с поучением на их собственном языке. Об этом говорит одна из основательниц АСД — Елена Уайт, и описывает это следующим образом: «В этой притче Христос использует те представления, которые были у людей. Многие из них считали, что между смертью и воскресением человек пребывает в сознательном состоянии. Спаситель знал об этих предрассудках и поэтому воспользовался ими в Своей притче, чтобы открыть перед людьми важные истины. Он как бы поставил перед Своими слушателями зеркало, в котором они могли бы увидеть свои действительные взаимоотношения с Богом. Он использовал это широко распространенное мнение для передачи важной идеи, к которой хотел привлечь внимание Своих слушателей, о том, что достоинство человека не определяется размером его владений».1 Некоторые представители АСД также считают, что Иисус Христос использовал некоторый сарказм, когда говорил о загробном мире, чтобы показать ошибочность представлений о загробной жизни. Однако, представители АСД не единственные, кто отрицает, что Иисус Христос не учил загробной жизни. Кроме них подобную позицию занимают также организация «Свидетелей Иеговы» (СИ), где они говорят следующее: «Слушающие Иисуса знают, что Авраам уже давно умер и находится в могиле. Из Писания ясно следует, что никто из находящихся в могиле, или шеоле, в том числе Авраам, не может ни видеть, ни говорить (Экклезиаст 9:5, 10). Как в таком случае пример Иисуса поняли религиозные руководители? Что в нем говорится об этих людях, любящих деньги, и о простом народе? Вспомним сказанное Иисусом: «Закон и Пророки были до Иоанна [Крестителя]. С того времени возвещается благая весть о царстве Бога». Эти слова как раз и указывают на происходящие перемены. Благодаря проповеди Иоанна и Иисуса Христа как Лазарь, так и богач «умирают» — в том смысле, что меняются их обстоятельства, или состояние. Теперь в глазах Бога они занимают совсем иное положение».2 Здесь видим, что СИ считают весь рассказ набором образов, в котором нет ничего реального, а смерть богача и Лазаря называют символом перемен, которые принес Иисус Христос.
Чтобы разобраться со всеми вышеперечисленными представлениями, следует для начала рассмотреть контекст самого рассказа о богаче и Лазаре. Итак, в тексте Евангелия от Луки говориться, что Иисус Христос пришел к одному из фарисеев домой, и другие фарисеи наблюдали за Ним (Луки 14:1). Находясь в этом доме Иисус Христос рассказал ряд притч, после чего Он обратился к своим ученикам и сказал: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (От Луки 16:13). Здесь Христос четко проводит линию несовместимости между служением Богу и желанием к обогащению. Услышав эти слова, реакция фарисеев была незамедлительной, о чем написано: "Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним" (От Луки 16:14). Этот текст четко раскрывает ситуацию, что фарисеи любили обогащение и не считали, что это как-то противоречит служению Богу, а потому, они стали смеяться над Иисусом Христом. После этого, Он говорит фарисеям несколько обличающих истин (Луки 16:15-18), и переходит к рассказу о богаче и Лазаре, как иллюстрации последствий для любителей богатства. По-сути, этот рассказ был иллюстративным ответом фарисеям на их насмешки, и центром этого рассказа были последствия любви к богатству и роскошной жизни.
Во времена жизни Иисуса Христа на земле, на территории Израиля, главенствовали в народе две основные противоборствующие группы религиозных лидеров, которые назывались саддукеями и фарисеями. У каждой из этих групп были свои представления и верования, о которых Лука, в книге Деяний Апостолов, говорит следующее: "Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое" (Деяния 23:8). Видим, что саддукеи не верили в духовный мир в принципе, как и в воскресение мертвых, но фарисеи были полной их противоположностью, веря в духовный мир и в воскресение из мертвых. Довольно логичным является то, что если фарисеи верили в духов, тогда они признавали, что существует духовный мир в котором эти духи находятся. О представлениях фарисеев довольно точно высказался известный специалист новозаветной критической текстологии — Барт Эрман, где он говорит следующее: «Фарисеи известны нам из Нового Завета и более поздних раввинских писаний; они были сфокусированы на интерпретации Еврейского Закона для своего времени, предоставляя подробные объяснения древних слов Моисея для настоящей жизни и работая над сохранением святости, которую требовал Закон. По словам Иосифа Флавия, фарисеи верили, что после смерти хорошие души переходят в «другое тело». Для современных ушей это может звучать как реинкарнация, но обычно считается, что Иосиф Флавий имел ввиду, что они придерживались учения о воскресении: душа не останется обнаженной, но будет перевоплощена. С другой стороны, нечестивые души «пострадают вечным наказанием».3
Понимая представления фарисеев о загробной жизни, следует разобраться в каком же все-таки литературном жанре описан рассказ о богаче и Лазаре. Это довольно непростая задача, а потому, следует разобраться в сути основных литературных жанров, а именно:
- Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил (словарь Ожегова). Обычно сказки не имеют какого-то ограничения по размеру, и в ней должна присутствовать победа добра над злом, хотя не все сказки содержат в себе какую-либо мораль.
- Притча — в религиозной и старой дидактической литературе: краткий иносказательный поучительный рассказ (словарь Ожегова). Основными характеристиками притчи является моральное поучение и краткость изложения (например, краткие Притчи Соломона). В притчах вполне может использоваться такой литературный прием, как гипербола (преувеличение).
- Миф — древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы (словарь Ожегова). Основными чертами мифа является его образность, чувственная конкретность и эмоциональность. При этом мифы не ограничены по длине рассказа, и необязательно должны носить поучительный характер.
Из всех вышеперечисленных литературных жанров, рассказ о богаче и Лазаре, по своим характерным чертам, ближе всего стоит к притчам. Подавляющее большинство исследователей и литературоведов видят в этом рассказе именно притчу, которая характерна своей краткостью и поучением. Некоторые адвентисты называют эту притчу древней сказкой, указывая, что в ней присутствуют сказочные или непонятные элементы, такие как «лоно Авраама». Данное понятие довольно хорошо объясняет доктор богословия, директор Христианского Научно-Апологетического Центра (в Украине), Сергей Головин, о чем он говорит следующее: «Вероятно, самой загадочной для незнакомого с культурой того времени читателя деталью притчи является «лоно Авраама», на которое ангелы отнесли бедняка после смерти. «Лоно» означает грудь, и если грудь Авраама — место пребывания всех праведников, то праотцу не позавидуешь. Чтобы понять, что же означало это выражение, оказаться на чьем-нибудь лоне, следует вспомнить, как устраивались пиршества в те времена. Самыми почетными были места по левую и правую руку от хозяина, который устраивал пиршество. Гости ели не сидя, а лежа — лежали, опираясь на левую руку, а еду брали правой. Таким образом, голова того, кто находился на почетном месте, по правую руку от хозяина, оказывалась на уровне его груди — он лежал на лоне (на уровне груди) главного. Именно такую формулировку мы находим в описании Тайной вечери, когда один из учеников лежал возле груди Иисуса (Иоанна 13:23)».4 Фарисеи прекрасно понимали о чем говорил Иисус Христос, когда шла речь о «лоне Авраама», а также, им был хорошо известен текст пророка Исайи, в котором говорится следующее: "Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих" (Исайя 57:1-2). Поэтому, данная притча содержит в себе элементы веры фарисеев в загробную жизнь, о которой они читали в ветхозаветных текстах в том числе.
Целью этой притчи была иллюстрация ошибочности представления фарисеев, что любовь к обогащению и служение Богу можно совместить. Здесь Иисус Христос показывает, что обогащение на земле это временное явление, и что после смерти все меняется наоборот, о чем Он говорит в морали притчи: "Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь" (От Луки 16:25). Конечно, представители АСД не согласятся, что Иисус Христос использовал реальную картину судьбы человека после смерти, но использовал предрассудки фарисеев, использовав неправильные их представления о загробной жизни, чтобы донести до них важную истину. На это можно возразить, потому что Иисус Христос никогда не использовал неправильные представления, чтобы донести истину, такого нет во всем Новом Завете. Наоборот, всякий раз, когда люди имели неправильные представления, Он указывал на них, например, когда подошли к Нему саддукеи, не веровавшие в загробную жизнь, и задали ему провоцирующий вопрос, тогда Он сказал: "заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,"(От Матфея 22:29). Или же в разговоре с самарянкой, которая думала, что правильно поклоняться Богу на горе в Самарии и в целом имела уверенность в правильности своей веры, тогда Христос поправляет ее, и говорит: "поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев" (От Иоанна 4:21-22). Существует множество других примеров, когда Иисус Христос поправлял неправильные представления людей, а не использовал их в притчах. Такой взгляд просто не имеет никакого реального основания, а потому, просто является не доказуемым.
Мнение о том, что Иисус Христос использовал образы загробной жизни в качестве сарказма является еще более абсурдным. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на значение слова «сарказм», которое означает язвительную насмешку, острую иронию, едкое, насмешливое замечание (словарь Ожегова). В контексте самой истории Иисуса Христа и фарисеев, видно, что последние смеялись над Христом, и притча о богаче и Лазаре является иллюстративным ответом на их насмешки. Предметом несогласия было разное понимание пагубности любви к богатству, а потому, именно этот предмет разговора является центром данной притчи, а не загробная жизнь. Помимо этого, сарказм имеет смысл только тогда, когда его понимают слушатели, однако, в случае с фарисеями, которые верили в загробную жизнь, сарказм о загробной жизни никто бы из слушателей не понял, а потому, он здесь просто неуместен. Более того, Иисус Христос использует описание загробной жизни, как основу для воздаяния бедным и богатым, и иллюстрацию их участи после смерти. Если бы Иисус Христос был не согласен с существованием загробной жизни, то Он вполне мог использовать иллюстрацию воздаяния после воскресения мертвых, в которое также верили фарисеи. Однако, Он все-таки использовал именно иллюстрацию загробной жизни, так как знал, что она существует, и о ней много проповедовал.
Позиция образности притчи у СИ является попыткой уйти от сути самой притчи и увести взгляд от основных ее элементов и воздаяния. Их объяснение является довольно размытым и неточным, так как сам текст притчи не соответствует их догматических соображениям. Касательно текста Экклезиаста 9:5-10, на который опираются, как СИ, так и АСД, то здесь важно рассмотреть его в его же контексте. Сам текст говорит следующее: "Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Екклезиаст 9:5-10). Здесь видим, что Соломон говорит, что живые имеют знание и мудрость, а мертвые ничего не знают в могиле. Данный текст должен говорить либо о загробной жизни, а точнее об ее отсутствии, либо о жизни физической в теле. Чтобы понять, о чем же именно говориться в тексте, важно посмотреть на предшествующий текст, в котором говориться следующее: "Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим. Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву."(Екклезиаст 9:2-4). В данном тексте, следует отметить, что обращается внимание на одну участь праведников и нечестивых. Однако, Библия наполнена текстами, где говориться, что участь праведников и нечестивых разная, а потому, под словом «участь» не подразумевается загробная жизнь или стиль жизни, которую проводят люди на земле. Более точно открывается смысл текста, когда мы смотрим на сравнение, что «живому псу лучше, нежели мертвому льву», а потому у живых есть еще надежда. Весь этот текст, как и основная часть книги Экклезиаста говорит исключительно о жизни в теле, и о моменте смерти тела, что у всех одна участь, и что все умирают одинаково. Данный текст никак не касается загробной жизни или размышлений о загробной жизни, так как книга Экклезиаста призвана показать человеческий взгляд на порядок вещей на земле с точки зрения обычного человека. И можно согласиться, что действительно все умирают одинаково, как праведники, так и нечестивые, но все это относится лишь к физической жизни тела, а потому, здесь все перемешалось, жизнь людей и жизнь животных. Действительно, мертвое тело в могиле не имеет знания и мудрости, однако, важно понимать, что Соломон здесь говорит исключительно о теле человека, не затрагивая его душу или духовные категории. Однако, в конце книги раскрывается тот факт, что рассматриваемые проблемы касаются исключительно жизни на земле, и потому, Соломон приходит к заключению: "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его."(Екклезиаст 12:7). Книга Экклезиаста это книга земного взгляда на земную жизнь живых существ, а потому, основывать на ней догматику о духовных категориях, таких как загробная жизнь, не следует. Видимо, те кто берут за основу данную книгу, чтобы опровергнуть загробную жизнь, не смогли обосновать это с помощью Нового Завета, в котором много говорится об этом.
Если опираться на текст из Экклезиаста, как на объяснение того, что ждет человека после смерти, тогда данная книга противоречит другим книгам Библии, особенно в Новом Завете. Например, в вышеприведенном тексте сказано, что после смерти нет воздаяния, однако, в текстах Колоссянам 3:24, Евреям 10:35, Иакова 1:12, 2 Тимофею 4:8 и других, говорится о воздаянии. И это не говоря об одной участи праведных и нечестивых, которая тоже абсолютно по разному описана в текстах 1 Коринфянам 6:9, Римлянам 2:1-8, 1 Петра 4:18, и других. Известно, что Библия сама себе не противоречит, а потому, очевидно, что книга Экклезиаста говорит именно о телесной жизни и смерти, и не касается загробной.
1 Елена Уайт «Наглядные уроки Христа» — Глава 21: «Утверждена великая пропасть»
2 Брошюра «Иисус путь, истина и жизнь» — Глава 88: С богачем и Лазарем происходят перемены
3 Bart Ehrman «On Early Judaism and Its Conception of the Afterlife»: https://lithub.com/on-early-judaism-and-its-conception-of-the-afterlife/
4 Сергій Головін «Притча про багача, Лазаря і Закон Мойсея»: https://slovoproslovo.info/pro-bahacha-lazaria-i-zakon-mojseia/