«…Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет»
Даниил 4:22
Во все времена существовал вопрос об отношениях государственной власти и народа, в каком-либо государстве. Проблема отношений между простыми людьми и правителями государства всегда была и остается острой, даже в наши дни. Многие христиане имеют спорные мнения в вопросе подчинения власти, и в том, когда можно не подчиняться власти. Для получения правильного ответа на поставленные вопросы, нужно рассмотреть этот вопрос с Библейской точки зрения.
Израильский народ после выхода из Египта не имел царя над собой, который бы властвовал над ним. В те времена был лидер в лице Моисея, которого направлял Бог и через которого Он обращался к народу. Подобная иерархия в Израильском народе сохранялась после смерти Моисея и его приемника - Иисуса сына Навина. В течение более трех столетий в Израиле правили Судьи, которых Бог ставил для спасения народа от врагов. Судьи не были правителями народа, а только лидерами, которые поднимали людей на борьбу против притеснителей, а также играли роль судей для решения спорных дел среди народа. Это была определенная форма правления Бога народом Израильским. Однако, во времена жизни пророка Самуила народ, видя структуру власти у соседних народов, потребовал от Самуила, чтобы он поставил царя над Израилем, подобно как это было у других народов, о чем написано: «и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1 Царств 8:5). Понимая, что подобная форма правления не присуща Израильтянам и никогда такого не было в Израиле, это не понравилось Самуилу, но Бог сказал ему: «…послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Царств 8:7). Здесь произошла смена формы правления, когда духовные лидеры больше не управляли народом, а управлял царь, независимо от его черт характера и духовности.
Для изменения формы правления в Израильском народе, Бог поставил определенные условия перед народом, которым должен подчиняться весь народ. Первым на что Бог обратил внимание, это были права царя, о чем написано: «… вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами» (1 Царств 8:11-17). Отсюда видим, что Бог дал царю всю полноту власти над народом, но при этом царь должен выполнять то, что от него требует народ, о чем написано: «и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши» (1 Царств 8:20). Данный текст показывает, что первоочередными обязанностями царя являются управление народом, производить суд среди народа, а также обеспечивать защиту народа от внешнего врага. Именно такие задачи ставил народ Израильский перед царем в обмен на полное подчинение ему. Все это стало началом появления четкого государственного строя в Израильском народе и отражает основы отношений власти и народа, которые положил Бог.
Бог призывает быть покорным всякой власти, потому что именно Бог ставит эту власть над народом. Ставя власть над людьми, Бог обязывает правителей, чтобы они выполняли определенные функции, о чем написано: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1-е Петра 2:13,14). Данный текст, четко показывает, что Бог призывает людей подчиняться правителям, потому что задача власти заключается в наказании делающих зло и в поощрении делающих добро. При этом всякая власть поставляется Богом, и источник власти исходит от Бога. Это в свое время было сказано Вавилонскому царю Навуходоносору, который думал, что он получил великое царство благодаря себе, но Бог ему сказал через Даниила, что именно Бог ставит царей, о чем сказано: «…Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (Даниил 4:22). Из этого видим, что источником власти на земле является не человек, не народ, но Бог, Который ставит земную власть.
Из всего сказанного, нужно акцентировать внимание, что Бог устанавливает и использует земную власть для таких целей:
- наказание преступников;
- поощрение людей делающих добро;
- поощрение людей делающих добро;
- суд среди народа, для решения спорных вопросов;
- управление народом;
- защита народа от врагов;
- управление народом;
- защита народа от врагов;
Указанные Богом задачи правителя, определяют легитимность власти перед Богом. Именно поступая по указанным принципам, власть является действительной и имеет право на использование государственных ресурсов в своих целях. Но что происходит, когда власть не исполняет свой долг, положенный на нее Богом, и когда власть поощряет преступников и наказывает делающих добро? Если нарушаются Божьи принципы, по которым власть должна поступать, тогда ломается вся система власти и прекращается смысл ее существования. Библия четко показывает подобный пример, когда власть пошла против народа, вследствие чего почти весь народ Израильский перестал подчиняться царю. Такая ситуация произошла с царем Ровоамом, который был сыном царя Соломона и царствовал после него. Народ хотел, чтобы Ровоам пошел на уступки людям и уменьшил налоги. В его ситуации был выбор между двумя советами, где в первом случае мудрые люди сказали: «если ты на сей день будешь слугою народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им и будешь говорить им ласково, то они будут твоими рабами на все дни» (3 Царств 12:7). Данный совет дали люди, которые учились мудрости у Соломона и они понимали государственный принцип управления народом. С другой стороны, был иной совет царю Ровоаму от глупых людей, о котором написано: «…так скажи народу сему, который говорил тебе и сказал: «отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нас»; так скажи им: «мой мизинец толще чресл отца моего; итак, если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами» (3 Царств 12:10,11). Здесь видим совет, который отворачивает царя от народа и приводит к угнетению народа. Это был выбор между мудростью и глупостью, между реальным исполнением своих обязанностей царя и удовлетворением только своих амбиций. К сожалению, царь Ровоам сделал неправильный выбор, выбрав путь, который нарушает обязанности власти, положенные Богом. Итогом такого выбора стало неподчинение народа царю Ровоаму, о чем написано: «И увидели все Израильтяне, что царь не послушал их. И отвечал народ царю и сказал: какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! теперь знай свой дом, Давид! И разошелся Израиль по шатрам своим» (3 Царств 12:16). После этого, только города Иуды остались в подчинении у царя Ровоама, а остальные города отделились от Иуды и создали свое государство. Таким образом, видим, что когда власть нарушает свои обязанности, тогда власть теряет свою силу и свой смысл.
Среди многих христиан существует ложное представление, что нужно слушать власть полностью во всем. В действительности это не так, потому что для подчинения властям существуют условия, которые указаны выше. Если власть государства поощряет добро и наказывает зло, а также делает справедливый суд, тогда народ обязан подчиняться такой власти перед Богом. Но если власть нарушает эти принципы, тогда люди могут не подчиняться власти, особенно в повелениях, которые нарушают Божьи принципы власти. Ярким примером такой ситуации была жизнь первых христиан во времена Римского императора Нерона, который объявил себя богом и яростно боролся против христиан. В то время христиане не подчинялись законам Нерона, которые противоречили Божьим принципам, и это было правильным перед Богом. Христиане во все века притеснялись в различных государствах из-за того, что они смотрели на подчинение властям через Библию, в которой Бог обязывает власть поступать по определенным принципам. Всякая власть, идущая против Бога, в итоге будет свергнута, как это было с Нероном и другими царями.
В Библии видим, что народ Израильский выбирал себе царя, и если этот царь грешил, тогда наказывался весь народ. На первый взгляд это кажется несправедливым, когда весь народ наказывается из-за одного правителя, но именно этим Бог учит людей, чтобы они выбирали мудрого царя, и не относились к своему выбору легкомысленно. Бог говорит о том, что народ должен жить по воле Божьей и внимательно выбирать себе царя, потому что за неправильный выбор будут наказаны все люди в государстве, о чем Бог сказал Израильтянам, когда они потребовали царя: «Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего. а если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, как была против отцов ваших» (1 Царств 12:14,15). Этот текст показывает, что большая ответственность лежит на народе, который выбирает себе власть, потому что будут тяжелые последствия неправильного выбора власти. Если народ будет выбирать себе власть согласно Божьим принципам, тогда будет хорошо такому народу, но если народ выбирает себе нечестивую власть, тогда люди будут наказаны. Более того, Бог предупреждает о том, что нужно обращать внимание на моральные и духовные качества потенциального правителя и предупреждает о последствиях прихода к власти нечестивого правителя, о чем написано: «Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились» (Псалтирь 11:9).
Из всего сказанного нужно сделать вывод, что Бог дал правителю государства определенные права и обязанности. Именно эти права и обязанности правителя являются договором с народом государства, и отражают суть взаимного исполнения своих обязанностей. Если правитель не исполняет свои обязанности, которые ему даны Богом, тогда народ не обязан подчиняться такому правителю. Вся власть исходит от Бога, но у Него есть ряд требований, как к правителю, так и к народу. Именно подчинение Божьим требованиям является основой государственного строя любого государства.